На главную Балет Государственного Академического Большого театра России Rambler's Top100

 

Назым Хикмет

Ариф Меликов

Юрий Григорович

Симон Вирсаладзе

 

 

 

Создатели "Легенды...":
Симон ВИРСАЛАДЗЕ
(31.12.1908 (13.1.1909), Тифлис - 7.2.1989, Тбилиси)

 

 

Театральный художник.
Народный художник CCCР. Действительный член Академии Художеств СССР (1975). Учился в Тбилисской (1926) и Ленинградской (1928 - 31) Академии Художеств, в московском Вхутеине (1927). В 1932 - 36 главный художник Театра им. Палиашвили в Тбилиси, где оформил оперные спектакли, а также балеты: "Сердце гор" (1936, балетмейстер В.М.Чабукиани), "Дон Кихот" (1943), "Шопениана", "Жизель" (оба 1942), "Отелло" (1957, балетмейстер В.М.Чабукиани).
С 1937 художник, в 1945 - 62 главный художник Театра им. Кирова. Оформил балеты: "Сердце гор" (1938, балетмейстер В.М.Чабукиани), "Лауренсия" (1939, балетмейстер тот же), "Весенняя сказка" (1947, балетмейстер Ф.В.Лопухов), "Раймонда" (1948), "Лебединое озеро" (1950), "Спящая красавица" (1952) - все балетмейстер К.М.Сергеев; "Щелкунчик" (1954, балетмейстер В.И.Вайнонен).
С 1957 сотрудничал с балетмейстером Ю.Н.Григоровичем; создал декорации и костюмы для поставленных им балетов: "Каменный цветок" (1957, Театр им. Кирова; 1959, Большой театр), "Легенда о любви" (1961, Театр им. Кирова: 1965, Большой театр), "Спящая красавица" (1963, новая ред. 1973), "Щелкунчик" (1966), "Спартак" (1968; Лен. пр., 1970), "Лебединое озеро" (1969), "Иван Грозный" (1975), "Ангара" (1976), "Ромео и Джульетта" (1979), "Золотой век" (1982), "Раймонда" (1984) - все в Большом театре. Работа с Григоровичем определила новый тип живописного оформления балетных спектаклей 1950 - 70-х гг. Оформил спектакли Ленинградского Малого театра: "Ашик-Кериб" (1940, балетмейстер Б.А.Фенстер), "Шехеразада" (1950, балетмейстер Н.А.Анисимова), "Семь красавиц" (1953, балетмейстер П.А.Гусев), "Корсар" (1955), а также ЛХУ, театров Баку, Новосибирска, за рубежом.
Работам Вирсаладзе свойственны гармония колорита, музыкальность живописи, мастерство балетного костюма, умение создать обобщённый образ, несущий идею спектакля. Автор костюмов для многих программ Ансамбля народного танца Грузии. Лауреат Государственной премии СССР (1949, 1951, 1977).

 

Михаил КУРИЛКО-РЮМИН
"Слово о Вирсаладзе"

Среди совместных работ, созданных за длительное время сотрудничества двух великих мастеров нашей сцены - Юрия Григоровича и Симона Вирсаладзе - балет "Легенда о любви" для меня, верного почитателя и поклонника их творчества, остается таинственной загадкой. И тут дело не во взвешивании, - что лучше, а что хуже. Это сочинение, появившееся в начале шестидесятых годов, открыло и определило то новое, что уже витало в театральных поисках времени. Балет-предшественник, "Каменный цветок", своей единой пластической системой рождал разнообразие мест действия и впервые формулировал все, что в лучших работах подтвердили вскоре другие мастера сцены. А именно: разрыв с бытописательством и покартинным иллюстрированием мест действия. Так и "Легенда", сразу осознанная как шедевр, художественно утвердила модную тогда пустоту сцены. Только пустота эта и аскетизм были совсем другой породы.

Первое ощущение - на ваших глазах возникает особая неповторимая атмосфера подлинного чуда. В огромном, казалось, пустом пространстве жила свето-воздушная среда именно восточной легенды. Мерцающий и вибрирующий мрак был полон изысканного цвета, возникающего будто из ничего. Искушенный в секретах сцены, до сих пор не могу объяснить, как это найдено художником Симоном Вирсаладзе. В чем секрет, почему этот несказанный, таинственный мрак светоносен и изысканно красив? Никаких тюлей, дымов и прочих известных приемов. Дивным светом загораются светильники-вазы; их безупречные и точные пропорции, опалесцирующая поверхность древнего стекла, - все полно чувства и обаяния. А в глубине сцены так же таинственно раскрывает свои страницы книга-скрижаль.
Пластика не имитирует древние письмена с миниатюрами, а подлинно современным языком сказывает древнюю легенду. А костюмы спектакля так же волшебно прекрасны, изменчивы и насыщены своеобразной, авторской интонацией, в которой прочитывается подлинный восток.
Но это уже тема, которую выразить словами я не берусь. Сколько лет прошло - множество раз виденный спектакль так же прекрасен, как и все творчество этих двух царей и повелителей искусства.

Счастлив тот, кому довелось увидеть и пережить момент рождения балета. Сегодня - и впредь - будет длиться это великое переживание "Легенды о любви".


© Идея и дизайн Ольга Лабзина, 2002-2003
Rambler's Top100
Hosted by uCoz