Балет Государственного Академического Большого театра России | ||
|
|
Исполнители партии Мехмене Бану (в скобках - даты первых выступлений)
Заслуженная артистка России. Мария Аллаш много гастролирует по стране и за рубежом, имеет интересный концертный репертуар (фрагменты из классических балетов, миниатюры и номера современных хореографов). В Большом театре Мария работает под руководством Риммы Карельской.
Народная артистка России.
Нина ТИМОФЕЕВА Артистка, педагог. Народная артистка СССР (1969). По окончании ЛХУ (педагог Н. А. Камкова) в 1953-55 в Театре им. Кирова. Партии: Маша ("Щелкунчик"), Одетта-Одиллия; Мирта ("Жизель"), феи Смелости, Золота, Серебра ("Спящая красавица"). В 1956-88 в Большом театре. Первая исполнительница партий: Девушка ("Ночной город", 1961, балетмейстер Л. М. Лавровский), Асель ("Асель", 1967, балетмейстер О. М. Виноградов), Эгина ("Спартак", 1968, балетмейстер Ю. Н. Григорович), Беатриче ("Любовью за любовь", 1976, балетмейстер В. Боккадоро), Солистка ("Эти чарующие звуки...", 1978, балетмейстер В. В. Васильев), леди Макбет ("Макбет", 1980, балетмейстер тот же), Бахор ("Индийская поэма", 1981, балетмейстеры Ю. Г. Скотт и Ю. В. Папко). Другие партии: Одетта-Одиллия; Мирта ("Жизель"), Лауренсия, Фригия; Сильфида ("Шопениана"), Хозяйка Медной горы, Китри; Мирейль де Пуатье ("Пламя Парижа"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Гаянэ, Раймонда, Аврора, Мехменэ Бану, Жизель; Лейли ("Лейли и Меджнун"), Никия ("Тени" из "Баядерки"), фея Сирени; Любаша ("Калина красная"). Тимофеева - одна из крупнейших трагических актрис современного балетного театра. Обладая масштабностью движений, большим шагом, высоким, сильным прыжком, чёткостью и динамикой вращений, она всегда подчиняла технику актёрским задачам роли. Её виртуозный, академически строгий танец сочетал "лёд и пламень", внутреннюю экспрессию и внешний лаконизм выразительных средств. Успешно выступив в партиях классического репертуара, балерина оказалась наиболее чуткой к исканиям современных хореографов. В спектаклях Григоровича, Виноградова, Васильева (специально для неё поставившего "Макбет") она создала самые значительные свои образы. Тимофеева тяготела к характерам психологически сложным, противоречивым, драматически насыщенным. Художественным откровением балерины стал образ Мехменэ Бану. За сдержанной исполнительской манерой она скрывала безысходность страданий восточной царицы, боль отверженности и одиночество, напряжённое борение чувств, доведённых до трагического накала. Исполнив главные партии в оригинальных телебалетах, Тимофеева расширила свой репертуар: Федра ("Федра"), Настенька ("Белые ночи"). Балерина ("Московская фантазия") - все 1972; Возлюбленная и Пастушка ("Этот чудесный мир", 1981), Графиня и Дама пик ("Три карты", 1983). Снималась в телеэкранизации балета "Раймонда" (1973), в телефильмах-концертах "Как сердцу высказать себя?" (1973, посвященный её творчеству), "Классические дуэты" (1976), "Солисты Большого балета" (1978), "Адажио" (1980), "Импровизации" (1981), "Аллегро" (1984), "Я хочу танцевать", "Фрагменты одной биографии" (оба 1985); в кинофильме-балете "Спартак" (1976); в док. фильме "Ещё немного о балете" (1982, поев. её творчеству). Исполнила драматическую роль балерины Тропининой в телефильме "Гран па" (1985). Поставила для телефильма-концерта "Солисты Большого балета" хореографические миниатюры: "Венецианское адажио" на муз. Т. Альбинони и "Классическое па де де" на муз. А. Адана; была балетмейстером телефильма "Гран па". В 1980 окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа. В 1989-91 репетитор Большого театра. С 1991 живёт и работает в Израиле.
Светлана АДЫРХАЕВА Народная артистка СССР (1984). По окончании ЛХУ (педагог Е. В. Ширипина), в 1955-58 в труппе Челябинского театра, где дебютировала в партии Одетты-Одиллии, принёсшей танцовщице большой успех. В 1958- 60 в Одесском театре, исполнила партии Гамзатти ("Баядерка"), Будур ("Алладин и волшебная лампа"). В 1960-88 в Большом театре. В ее репертуаре партии: Зарема, Гаянэ, Хозяйка Медной горы; принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Мехменэ Бану, Одетта-Одиллия, Эгина, Китри; Беатриче ("Любовью за любовь"). Магнолия ("Чиполлино"), Фрейлина ("Подпоручик Киже"), Бахор ("Индийская поэма"). Танец Адырхаевой отличается совершенством рисунка, красотой линий, безупречной техникой исполнения; лучшие партии в балетах Ю. Н. Григоровича - Эгина и Мехменэ Бану. В 1980 окончила отделение педагога-балетмейстера ГИТИСа. С 1991 художественный руководитель Театра балета Светланы Адырхаевой.
Майя ПЛИСЕЦКАЯ Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Жена Р. К. Щедрина. По окончании МХУ (педагоги Е.П. Гердт, М.М. Леонтьева), в 1943-90 в Большом театре. Плисецкая - выдающаяся танцовщица 2-й половины 20 века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием. Став известной сразу же после окончания училища, Плисецкая начала с того, что создала свой стиль, а пришла к тому, что создала свой театр. Стиль Плисецкой - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографии рисунка в целом. Наделённая живым воображением и неиссякаемым интересом к новому, отдавая немалую дань всякого рода попутным увлечениям и преходящим экспериментам, Плисецкая упорно выстраивала свой уникальный артистический образ. Редкий талант трагедийной балетной актрисы проявился уже в 1945, на премьере "Золушки". Не очень заметную дивертисментную миниатюру "Осень", благодаря своему феноменальному прыжку, выразительной пластике и острому ощущению ритма, Плисецкая развернула в драматичную и притом чисто танцевальную фреску. Контраст с общей сказочной и даже легкомысленной атмосферой, царившей в спектакле, был разительным. Таким же контрастом по отношению к стилю "большого балета" 50- 60-х гг. выглядели почти все сценические создания Плисецкой, в том числе исполнение ею главной партии в академическом балете "Раймонда" и её выступления в праздничном "Дон Кихоте". Необычной была интенсивность эмоций и яркость формы. Когда же ослепительная яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен ("Кармен-сюита"), одна из гл. ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра. В этом балете проявилось стремление Плисецкой к новизне языка и к большой трагедийной теме. Плисецкая начала ставить балеты сама ("Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой"), а затем ушла из Большого театра. Возможность станцевать подлинную классическую трагедию ей предоставила балетная труппа французского города Нанси ("Федра", балетмейстер С. Лифарь) и балетная труппа "Театро лирико насиональ" ("Мария Стюарт", балетмейстер X. Гранеро). Но и балетные инсценировки русской прозы и драматургии, осуществленные Плисецкой в 70-80-х гг., открыли близость романа Л. Н. Толстого, пьесы и рассказа А. П. Чехова давней классической традиции. В русле этой традиции Плисецкая с 1942 танцует и миниатюру М. М. Фокина "Умирающий лебедь", ставшую эмблемой её неповторимого искусства. Плисецкая снималась в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в художественных фильмах (как драматическая актриса) "Анна Каренина" (1968), "Чайковский" (1970), в телеэкранизациях бале тов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Кармен-сюита" (1978), "Дама с собачкой" (1986), в телевизионном фильме "Фантазия" (по мотивам "Вешних вод" И. С. Тургенева, режиссер А. В. Эфрос, 1976), "Чайка" (1982). Её творчеству посвящен документальные фильмы "Майя Плисецкая" (1964; новая редакция 1981), кинофильм "Балерина" (1969), телефильм-концерт "Майя Плисецкая" (1973 и 1974), телефильм "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" (1987). Премия Анны Павловой (1962, Париж), Ленинская премия (1964). Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства (1984) и Почётного легиона (1986). В 1985 Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны. С 1990 выступает с концертными программами за рубежом, ведёт мастер-классы. В 1994 в Санкт-Петербурге состоялся Первый между народный балетный конкурс "Майя", посвященный творчеству Плисецкой. |
© Идея и дизайн Ольга Лабзина, 2002-2003 |
|